
История с драконовскими мерами по защите Assassin’s Creed II получила немалый общественный резонанс. Споры о том хорошо или плохо поступила Ubisoft, надевшая на собственных покупателей строгий интернет-ошейник, и хакерская группа SKIDROW, собравшая в единый .dll-файл усилия многих деятелей сцены и обокравшая французов на приличную сумму, не утихают до сих пор.
Юридический смысл инцидента прозрачен: одна компания принудительно навязала клиентам дополнительные услуги (как свои собственные, так и третьих сторон), а другая гоп-компания совершила кражу интеллектуальной собственности в составе группы и по предварительному сговору. И то, и другое наказуемо, правда, по совершенно разным статьям.
Однако суть дела в том, что все эти споры уже неактуальны. Жизнь, как всегда, вносит свои коррективы, отсеивая незначительное и выявляя главное. Вышедший в конце апреля и оснащенный ровно такой же защитой Tom Clancy’s Splinter Cell: Conviction был взломан уже через три дня после релиза, причем пираты даже умудрились оставить работоспособным и совместное прохождение. Assassin’s Creed II, напомним, держался больше месяца. Этого следовало ожидать не только потому, что аналогично обстояли дела со всеми предыдущими видами защиты игр, но и потому, что в течение всей истории человечества средства разрушения были всегда дешевле и проще средств защиты. Теперь на повестке дня совершенно иной вопрос. А что же со всем этим делать Ubisoft? У нее на руках остался хоть и не очень дорогой, но чего-то стоящий сервис по поддержке авторизационных серверов и хранению сейвов, который мало того, что не выполняет своей главной функции – защищать игры от взлома, – так еще и постоянно создает пусть и мелкие, но проблемы (где вы видели сервис, который бы нравился абсолютно всем пользователям?) То бишь не только прибыль уходит, но и еще и издержки постоянно растут. Взять и просто остановить сервера немыслимо: обязательств компании перед добросовестными приобретателями игры никто не отменял. Поддерживать же убыточный сервис финансово обидно. Сюда же прибавьте дополнительные расходы по встраиванию защиты при разработке самой игры и на валерьянку главному бухгалтеру.
Можно, конечно, публично извиниться, отвязать обе игры от серверов специальным патчем, а сэкономленные средства потратить на консультацию у Гейба Ньюэлла о том, как следует вести дела на современном рынке. Еще изящнее было бы украсть у пиратов их же пиратскую dll’ку и вставить в официальный патч. А что? Бесплатно и сердито: вы у нас украли, мы – у вас, и квиты. Однако, представить, как трансконтинентальный издатель копирует у пиратов файлы для собственной игры так же трудно, как вообразить, что крупная корпорация публично признает свою неправоту. Ситуация получается патовая, причем никто Ubisoft за руку не тянул, они самостоятельно завели себя в тупик. Причем завели с помпой: анонсируя “крестовый поход против пиратства”. Нет, чтоб втихаря протестировать новую систему защиты на каком-нибудь малозначительном проекте. Ну да что уж теперь – после драки-то…
Выход из нынешнего положения очевиден: либо потерять лицо, либо продолжать терять деньги. Есть стойкое ощущение, что какое-то время будут теряться деньги, а когда финансовые результаты станут неприемлемы, будет потеряно и лицо. Впрочем, до крупных компаний редко что доходит с первого раза. Главное, чтоб до всех остальных с первого раза дошло. И на данный момент в Ubisoft никто пока, что называется, ни ухом ни рылом. Компания полна решимости продолжать движение прежним курсом: следующий подопытный кролик – R.U.S.E. Как говаривал в таких случаях капитан “Титаника”: “Full steam ahead and let’s kick that iceberg’s ass!”[Полный вперед и давайте врежем этому айсбергу по заднице!]